Советы педагога–психолога
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
ВАШЕГО РЕБЕНКА РАСЦВЕЛИ?
ДЛЯ ЭТОГО ИСПОЛЬЗУЙТЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ ПОВЫШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА:
- постоянное поощрение творческой инициативы ребенка, его оригинальных идей;
- принятие любого творческого продукта независимо от его качества;
- привлечение внимания окружающих к творческим находкам ребенка;
- поощрение любых вопросов со стороны ребенка;
- отказ от критики ребенка и его идей;
- доброжелательность взрослого;
- личный творческий подход к решению проблем.
ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
ВАШЕГО РЕБЕНКА УГАСЛИ?
ДЛЯ ЭТОГО
- относитесь к ребенку очень требовательно;
- установите в семье жесткие правила;
- культивируйте единообразие взглядов и привычек;
- запрещайте ребенку рискованные действия;
- требуйте беспрекословного подчинения воле взрослого;
- беспощадно критикуйте все, что делает ребенок;
- учите его делать все правильно, как вы хотите;
- сравнивайте своего ребенка с тем, у которого получается лучше;
- всегда оценивайте сделанное ребенком, как хорошее и плохое;
- ограничивайте возможности самостоятельного принятия решений;
- запрещайте и ругайте за инициативу.
УЧИМ ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Зависимость маленького человека от старших главная особенность детства. Расти – это, значит, учиться все делать самостоятельно. Повзрослеть – это, значит, обрести самостоятельность. Помочь ребенку стать взрослым – одна из основных задач родителей.
- Ребенок 5-6 лет в силах самостоятельно раздеться и одеться. Но ему нравится, когда с ним нянчатся. Совсем неплохо, если иногда – не очень часто – вы в чем-то поможете ему.
- Всегда очень полезно наградить ребенка ласковыми словами за достигнутый успех. И наоборот, если вы упрекнете его в том, что он плохо сделал что-то сам, вы подорвете его веру в себя, но не научите его самостоятельности.
- Настаивать или требовать от 5-6 летнего ребенка, чтобы он все делал самостоятельно – отнюдь не самый верный путь приучить его к самостоятельности. Истинная самостоятельность связана с определенным уровнем умственного развития, эмоциональной зрелостью, уравновешенностью и ответственностью.
Мы помним об этом, поэтому
Мы не учим ребенка самостоятельности довольно распространенным способом: бросим, мол, его в воду, пусть сам выплывает. Мы будем приучать его к самостоятельности, тренировать и тщательно оберегать. Поможем ему почувствовать, что понимаем его тревогу, симпатизируем ему и всегда готовы оказать необходимую поддержку.
Мы не сдерживаем стремления ребенка к самостоятельности. Мы помним, что делать за ребенка то, что он может сделать сам, означает отучать его от самостоятельности. Излишняя осторожность, опасение, что он что-нибудь разобьет или испортит, нехватка терпения, отсутствие времени – эти обычные причины, мешающие нашему ребенку проявить себя, мы будем устранять.
Мы никогда не высмеиваем и не унижаем нашего малыша, если он проявил несамостоятельность, особенно в незнакомых обстоятельствах, перед чужими людьми.
Мы знаем, что такие слова, как плакса, трус, тряпка вызывает у ребенка ощущение, что его не любят, и к самостоятельности его не побуждают.
Мы учим ребенка самостоятельности, понемногу прибавляя нагрузку, постепенно преодолевая его неуверенность в своих силах. Конечно, некоторым детям требуется много времени, чтобы стать самостоятельными, но мы не позволим себе угнетать их упреками. И они научатся. А мы будем терпеливыми.
Мы знаем, что все дети разные, и если мы хотим разных детей привести к одной и той же цели: научить самостоятельности, то должны к каждому найти свой подход. Не существует одного безошибочного рецепта, необходимо хорошо знать ребенка и исходить из его возможностей.
Создать у ребенка настрой на самостоятельность – задача родителей. И они тем более преуспеют в этом, чем активнее сами будут показывать хороший пример..
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ВОРОВСТВА
Ребенок может совершить воровство спонтанно или заранее его продумывать и подготавливать. Родители могут предполагать о склонности ребенка или не знать о ней. Каждый из этих случаев требует особых способов предупреждения. Но существуют такие меры профилактики, которые эффективны вне зависимости от конкретного случая.
С целью предупреждения детского воровства, родителям следует:
- исключать ситуации, когда ребенок остается один рядом с понравившейся ему чужой вещью;
- научить ребенка выражать просьбу поиграть с чужой вещью или посмотреть ее;
- спокойно отвечать на вопросы ребенка о воровстве, предположения о том, что произойдет, если он возьмет чужую вещь;
- скрывать свою постоянную тревогу относительно того, что ребенок может совершить воровство, не транслировать ребенку свою тревогу, не «наказывать заранее»;
- за высказывание ребенком желания взять чужую вещь не наказывать, а четко объяснять ему нежелательность такого поступка и его последствия;
- если ребенок «тянется» к чужой вещи, необходимо четко запретить ему это, и оказать эмоциональную поддержку: запрет оказывается для ребенка неприятной ситуацией, поэтому необходимо посочувствовать ему и научить справляться со своим разочарованием;
- осуществлять некоторую «вещественную компенсацию» лишения ребенка чужой вещи. Сделать это целесообразно не в самой ситуации запрета брать чужое. А позже, когда ребенок успокоится, чтобы это не явилось «покупкой» послушания и основой для формирования у ребенка навыка добиваться своего угрозой украсть чужое;
- в доступной пониманию ребенка форме, реагировать на любые его стремления взять что-то, не принадлежащее ему: случайно найденное на улице, в транспорте и пр. Если ребенок захочет оставить у себя найденную вещь, аргументируя тем, что «это никому не нужно», объяснить, что, во-первых, если это понадобилось ему, то, следовательно, может понадобиться и кому-то другому. Во-вторых, если вещь найдена на улице, то она кем-то потеряна, и ее надо либо возвратить, либо оставить там же, чтобы хозяин мог, возвратившись, найти ее. Если на это ребенок возразит, что в таком случае ее возьмет кто-то другой, а не хозяин, то необходимо объяснить ребенку, что в таком случае не он, а другой человек поступит нечестно. Подобные действия ребенка являются «предворовством». Они не всегда привлекают внимание родителей и могут перерасти в настоящее воровство;
- предотвратить или устранить чувство «заброшенности» и одиночества у ребенка. Это чувство связано с переживанием обиды и желанием отомстить и компенсировать себе недостаток любви и внимания других.